Безопасность детей на дорогах – это актуальная тема в любой период времени года. К сожалению, в дорожно-транспортных происшествиях гибнут или получают травмы дети. Зачастую они и являются виновниками этих происшествий. Все беды на дорогах происходят из-за незнаний элементарных основ правил дорожного движения, из-за безучастного отношения взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалось способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед родителями и педагогами дошкольных учреждений стоит задача – донести информацию до детей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
В детских садах большое внимание уделяется обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на проезжей части, через тематические беседы, занятия, подвижные и сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации. Еще одним важным моментом является то, что дети имеют возможность проявлять свои полученные знания и умения на практике (экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры).
Проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием детей, которые закрепляют имеющиеся знания по безопасности и узнают много нового. Для закрепления знаний у детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения в методических кабинетах подобраны следующие материалы: наглядные пособия, дидактические игры, методическая и художественная литература, сценарии и программы праздников, экскурсий, бесед, игр. Также в возрастных группах имеются иллюстрации с изображением транспортных средств; дидактические игры такие как «Угадай знак», «Перекресток», «Наша улица» «Найди свой цвет», «Собери светофор» и другие. Основным методом обучения и самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик. На площадке осуществляется организация совместной деятельности педагогов с детьми по обучению и закреплению знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах, сюжетно-ролевые игры.
Также хочется напомнить взрослым о силе собственного примера. Каждый раз, когда вам захочется перейти дорогу на красный свет или в не положенном месте, вспомните, что на вас смотрят ваши дети, участники дорожного движения, которые могут скопировать опасные привычки. Именно окружающие взрослые закладывают пренебрежительное отношение к дороге.
Методист ДО М.Унгефуг