Обновление содержания образования - веление
времени.
В послании президента «Казахстанский
путь-2050» четко определены приоритеты развития системе образования. Наша система образования
нуждалась в модернизации, в новых подходах к обучению. Президент страны Н. А. Назарбаев поставил
достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно
стать конкурентно способным, высококачественным, таким образом, чтобы выпускники
казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах.
Мир
очень быстро изменяется, наше казахстанское образование тоже поэтапно
претерпевает глобальные изменения. Поэтому
учителя , понимая важность задач, поставленных перед нами правительством
в данное время обучаются на курсах по обновленной системе обучения, где
знакомятся со структурой, содержанием, целями и задачами нового стандарта. Они
совершенствуют свое педагогическое мастерство, учатся умело использовать
активные методы обучения, составлять среднесрочные, краткосрочные планы.
Находится немало скептиков среди учителей и родителей, которые не верят в
успешное внедрение данной Программы. Но необходимо до тонкостей изучить данную
Программу, чтобы в дальнейшем ее успешно реализовывать. До конца понять ее
суть. Министерство образование выбрало
верный путь, модернизируя систему образования в целом. МОН РК систематически
ведет определенную работу по разъяснению целей и принципов Обновленного
содержания образования. Специалисты Министерства образования плотно работают
непосредственно с методическими службами городов и районов, директорами всех
школ Казахстана, с родительской общественностью. Созданы чаты , профессиональные
сообщества для ускоренного разъяснения возникающих вопросов и решения проблем.
19-20 октября 2017г.в г.Астане на базе
Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева состоялся Республиканский семинар –совещание
для заместителей руководителей и руководителей методических кабинетов областных,
городов Астана, Алматы, Управлений образования и заведующих методических
кабинетов районных, городских отделов образования.
Модератором
данного совещания был вице-министр образования и науки Айтмагамбетов Асхат
Канатович. В открытие семинара-совещания
был организован просмотр видеофильма «Туган жер - Туган ел» по статье
Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева « Взгляд в будущее: Модернизация
человеческого сознания».
«Об обновлении содержания основного среднего
образования» говорила Мухамедханова Алмагуль Кенесхановна, директор центра
трансляции обновленного содержания образования НАО им.И.Алтынсарина, доцент
кафедры педагогических наук.
Директор
дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики
Казахстан Каринова Шолпан Танатовна провела разъяснительную работу по вопросу
изучения четырех предметов ЕНЦ на английском языке.
Сырымбетова
Ляйля Саркытовна, директор Центра трхъязычного образования НАО им.
И.Алтынсарина представила «Модель трехъязычного образования».
В ходе совещания были также рассмотрены
вопросы успешной реализации системы
критериального оценивания, особенности учебного предмета «Начальная военная и
технологическая подготовка»; о введении курса «Общество и религия» в программу
основнойшколы-8 класс; использование ИКТ - методик в целях выравнивания
качества образования в сельских и городских школах. Использование
автоматизированной информационной системы «Кунделик» ( школьный электронный
журнал), об особенностях нового учебного предмета « Основы предпринимательства
и бизнеса»; «О внедрении обязательной школьной формы»; «Основные подходы к
обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования. (
Игенбаева Биржан Курмангалиевна, директор Республиканского центра «Дошкольное
детство»).
Одним из самых важных вопросов, который
рассматривался в ходе совещания это «Особенности учебников обновленного
содержания образования». (Дуйсебек Адилхан Тулегенович, заместитель директора Республиканского научно -практического
центра «Учебник»._В ходе совещания состоялась открытая диалоговая площадка.
Руководители
методических кабинетов ставили проблемные вопросы и получали компетентные разъяснения . Состоялся обмен мнениями.
Были
рассмотрены и проанализированы основные
риски при внедрении реформы:
-законодательный
барьер при внедрении инноваций в области образования ( перечень документов , в
которые надо внести изменения, выявить недостающие нормативно-правовые акты и
разработать их );
-дефицит
педагогических кадров ( особенно на селе);
-
существующая система аттестации и поощрения педагогических кадров ( защита
системы аттестации и оплаты труда от коррупции);
-существующая
почасовая система оплаты труда учителей;
-неравномерное
финансирование регионов в области образования;
-недостаточное
обеспечение учебниками и УМК;
-слабая
материально- техническая база школ (ограниченный доступ к интернету,
морально-устаревшее оборудование, недокомплектация);
-организация
работы современных школьных библиотек;
-отсутствие
языковой среды при внедрении трехъязычного образования;
-использование
системы критериального оценивания ( внутреннее и внешнее оценивание);
-возможное
снижение успеваемости на начальном этапе внедрения обновленного содержания
среднего образования;
-неравные
возможности и слабое психологическое сопровождение детей дошкольного возраста
для подготовки к школе;
-неразвитость
системы дополнительного образования , особенно на селе;
Над
уменьшением процента рисков работает Министерство, Управление образования,
районные отделы образования, Акиматы.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости
опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку
выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом
постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в
реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и
физического здоровье сбережения.
Социальные
перемены, глобализация социально-экономических и политических сторон жизни
общества диктуют школе как социальному институту требование обновления
содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему
поколению возможности получения качественного общего образования.
Обновление
содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель:
совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления
образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания.
Реализация программы Обновленного
содержания образования встречает как в учительской среде, так и среди родителей некоторое
противостояние. Идет необоснованная критика новых учебников из-за непонимания
или не достаточного изучения программ образования. Главная цель- реализация ГОСО,
программы обновленного содержания образования . Учебник необходимо использовать
как один из образовательных ресурсов. Кроме этого учитель должен использовать
современные цифровые образовательные ресурсы.
При спиральной модели обучения повторное
рассмотрение материала, которое будет усложняться на протяжении всего школьного
обучения, даст большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели
традиционные формы обучения.
Занятия
на уроках проходят через активные формы
обучения, в ходе которых учащиеся самостоятельно развивают функциональную
грамотность, активно «добывают» знания, развивают коммуникативные навыки
общения со сверстниками и творчески подходят к решению проблем. Огромная роль в реализации реформ принадлежит
педагогу. Перед педагогами стоит главная задача: привить учащимся основные
человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим
культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.
Естественно,
любое новое дело всегда трудно принять и начать. Но педагог ,он на то и
педагог, чтобы быть мобильным, гибким, активным педагогом-новатором, который
сможет усвоить обновленную программу образования.
Перестраиваясь, педагоги глубоко изучают
предоставленный материал, принимают введенные новшества, внедряют в учебный
процесс полученные знания. После курсов повышения квалификации тренеры
оказывают посткурсовую поддержку в виде консультаций, посещений уроков. В
сообществе педагоги обсуждают актуальные вопросы, получают компетентные ответы.
Изменилась и система оценивания достижения
ожидаемых результатов учащихся. Критериальное оценивание должно соответствовать
следующим принципам:валидности,систематичности,последовательности,объективности,
прозрачности,
рекомендованности, достоверности.
Оно предполагает параллельное развитие двух линий
оценки: (формативное и сумативное оценивание). Оценивание учебных достижений в
модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы
оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти.
Результаты обучения в школе детей потребуют от педагогов всестороннего и
объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения
каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом.
Таким образом, современный учитель – это,
прежде всего, профессионал, компетентный педагог, умеющий организовать процесс
обучения. Это увлеченная, инициативная личность, умеющая заинтересовать и
поддерживать интерес к предмету на протяжении всего процесса обучения. Это
творческий человек, заинтересованный в обогащении своих учеников не только
знаниями, умениями и навыками, но и в их умственном, психическом развитии,
развитии их способностей. Талантливый учитель сможет создать лучшие условия для
развития образовательного и творческого потенциала детей.
Одним из важных факторов успешного обучения
детей по обновленной программе является взаимодействие школы и родителей.
Родителям необходимо внимательно отнестись к тем требованиям, которые
предъявляет школа к ребенку; внимательно отнестись к самому ребенку. В процессе освоения учебного материала возможно
сравнение результатов и достижений ученика только с его результатом . В основе
учебного процесса должно лежать воспитание и развитие ценностей, и только на
сформированные качества накладываются фундаментальные знания. При глубоком
изучении программ обновленного содержания образования и методических подходов к
уроку иучителя и родители должны понять, что нагрузка и на учителя и на ученика
сокращается. Все школы Есильского района перешли на пятидневную неделю.
Продолжительность уроков составляет 40 минут. Субботний день предоставлен детям
для общения с родителями, для занятий дополнительным образованием, учителям –
для самообразования, подготовки к урокам, проведения методических дней. Структура новой модели школьного образования
должна разворачиваться в контексте вопроса « Для чего учиться в школе?» вместо «Чему
учиться в школе?» 65 % детей ,
обучающихся в данное время в начальной школе, будут овладевать новыми
профессиями.
Поэтому к выпускнику современной школы предъявляются следующие требования. Это
должен быть «деятельный, любознательный, креативно мыслящий молодой человек,
уверенный в своих силах и знаниях, обладающий исследовательскими способностями,
коммуникабельный, имеющий навыки самоорганизации, настроенный на «обучение в
течение всей жизни». Объективная
действительность современного общества предъявляет новые требования к качествам
личности. Современному человеку необходимо уметь реализовывать себя в различных
областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств, в условиях возрастающей
информатизации и постоянно ускоряющего темпа жизни. Инновационное движение
приобретает значительные масштабы в дошкольном образовании. В течение двух лет
будет проходить апробация учебников и методик дошкольного воспитания и обучения ,
подготовка кадров для ДО. С 2019 года в дошкольных учреждениях
образования в полном объеме начнется реализация образовательной реформы .
На современном этапе высокие требования предъявляются к
личности учителя и его профессиональной компетентности. Каждый учитель должен
знать паять незыблемых правил :
-умей
радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам;
-не
бойся признаться в своем незнании какого-либо вопроса. Будь вместе с учениками
в поиске;
-будь
для детей добрым другом;
-входи в
класс с улыбкой;
-детей
можно увлечь только тем, чем увлечен сам.
Пусть на
уроках свершаются открытия, рождается истина, покоряются вершины.
«Включайтесь в работу, каждый на своем
рабочем месте. Не будьте равнодушными, создавайте судьбу страны вместе со всем
народом!» – призывает Президент . Слова Лидера являются для народа ориентиром для
работы, жизни. И только человек,
неравнодушный к судьбе страны, настоящий
патриот, компетентный учитель, который
поддерживает все происходящие реформы в образовании, который понимает, что в
центре учебного процесса находится ученик, может воспитать конкурентоспособного гражданина
страны.
Заведующая
районным методическим кабинетом
ГУ»Отдел образования Есильского района» Л.Богучарская.